МБОУ "Северская СОШ"
с.Северка Ключевского района Алтайского края
  • Школьный психолог

    Рады приветствовать вас в разделе «Школьный психолог»!

    Этот раздел предназначен для коллег и родителей. Для коллег подобран методический материал и много другой полезной информации. Родители могут познакомиться с различной информацией по развитию и воспитанию детей.

    Надеемся, что все материалы, размещенные на страницах этого сайта, будут вам полезны.

    Радченко Людмила Владимировна, педагог-психолог, инспектор по охране прав детства. 

    Образование: высшее. Наименование образовательной организации, год окончания, специальность (квалификация) по диплому: АГПА, 2011г., педагог-психолог.

    Аттестационная категория: высшая. Повышение квалификации: 2021г. ООО "Инфоурок"   "Актуальные вопросы психологического консультирования, психогигиены и психосоматики" 76ч. 

    Общий стаж работы: 25 лет. Стаж работы в должности – 2,5 года.

    Задача психолога - помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело, готов выслушать, понять, поддержать, объяснить причины. Это человек, обладающий профессиональной информацией, интуицией, но без готовых ответов на все случаи жизни. Ведь каждый человек, а следовательно, и случай, индивидуален.
    Просить о помощи не стыдно - стыдно жить, погружаясь в проблемы и ничего не пытаясь изменить.
    Но получить помощь можно только искренне желая ее. Если ни у вас, ни у ребенка нет желания, стремления к изменению себя и своего отношения к проблеме - никто не сможет вам помочь насильно.
    Не рассчитывайте, что вам укажут точно, какой путь выбрать, решение всегда останется за вами. А за решением последует труд. Каждодневный труд по изменению устоявшегося порядка и знакомых вариантов поведения. Психолог может подсказать направление, в котором нужно двигаться, объяснить Ваши эмоции, научить некоторым методам, но решение, ответственность за поступки остаются за Вами.
    Зато с какой гордостью вы сможете потом оглянуться на проделанный путь, почувствовать в себе силу, уверенность.
    Обращаясь к психологу, помните, что от того, что Вы расскажите, насколько искренни и тактичны будете, зависит результат Вашей совместной работы. Часто даже самый опытный психолог оказывается бессилен против хамства и лжи, и реальной помощи в таких случаях, конечно, не будет.

    В функции школьного психолога входит: 

    психологическая диагностика;

    коррекционная работа;

    консультирование родителей и учителей;

    психологическое просвещение;

    участие в педсоветах и родительских собраниях;

    психологическая профилактика.

     Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

     1. Взаимоотношения в классе

       Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

    2. Взаимоотношения с родителями

       Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

    3. Выбор жизненного пути

       Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

    4. Самоуправление и саморазвитие

       Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют немалых усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами

    Педагогам

     

    Обращение к родителям

    “На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

    Социальная ситуация в нашем крае  характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что семейное неблагополучие является главной причиной социального сиротства. Увеличивают количество неблагополучных семей и выпускники интернатных учреждений, которые испытывают большие трудности в создании своей семьи, так как не имеют опыта нормальной семейной жизни или этот опыт, полученный до помещения в интернат, носит только негативный характер. Однако и само проживание в учреждении интернатного типа, стирающем все личностные грани ребенка, не может дать ему того эмоционального опыта общения и отношения членов семьи, который формирует установку на семейную жизнь, учит любить детей, родителей, бабушек и дедушек. Следовательно, изъятие ребенка из семьи, неблагоприятно влияющей на его развитие, с последующим помещением в интернатное  учреждение, не решает существующей проблемы семейного неблагополучия и, конечно, не может дать ребенку образца для подражания при создании своей семьи. 

     

    Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.  На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными  расстройствами.  У детей из неблагоприятных семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Задумайтесь!!!

     Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

    • сверхзанятость родителей;
    • конфликтная ситуация в семье;
    • пьянство родителей;
    • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
    • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
    • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
    • особенности подросткового возраста и др.

    Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

    Проблема детей-сирот в России достигла масштабов национального бедствия, так как их общее число превысило 750 000. И если малыши имеют шанс дождаться усыновления, то большинство подростков и ребят среднего школьного возраста, а также так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях) обречены на пребывание в казенных домах до своего совершеннолетия. Для этих мальчишек и девчонок наилучший вариант – приемная, или замещающая, семья. Сейчас государство именно на такую семью делает ставку.  У любого нормального человека слова "дети-сироты" не могут не вызвать сердечную боль.  В дом ребенка дети попадают, как правило, из детских больниц через несколько месяцев после рождения. На первый взгляд, малыши, которые здесь живут, такие же, как любые другие. Любят конфеты и не любят манную кашу. Плачут, когда падают, и смеются, когда катаются на каруселях. Любят пошалить и замирают от счастья при виде новогодней ёлки. Вот только родителей у них нет. Мамы отказались от этих детей ещё в роддоме. Как бы замечательно не заботились в этих учреждениях о детях, настоящий дом может быть только один. Тот, в котором живет семья. В детских домах у детей есть всё: красивая одежда, интересные игрушки, заботливые воспитатели. Но нет самого главного – любящей семьи, семьи, которая будет любить именно этого ребенка. И они ждут, протягивают руки и улыбаются всем, кто приходит к ним. Потому что каждый ребенок имеет право на семью, заботу и ласку, на тёплый дом, на нормальное детство, на будущее.

    Лидерами среди российских регионов по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в качестве показателя взят совокупный процент усыновленных, переданных под опеку, на патронат или в приемную семью детей относительно общего числа выявленных) являются: Ингушетия - 100%, Чечня - 96%, Тува - 92%, Бурятский АО - 92%, Дагестан - 88%, Северная Осетия - 86%, Краснодарский край - 85%, Пензенская область - 85%"

    Любовь к ребёнку, любовь к родителям… Трудно переоценить значение этого чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё невозможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.

    Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности несравнимо ни с каким  другим, даже очень квалифицированным воспитанием.

    Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь.

    Спокойная атмосфера семьи, доброжелательные отношения, отсутствие конфликтов между детьми и взрослыми позитивно влияют на развитие личности каждого ребенка, учат его добру, формируют в нем качества, необходимые ему в будущем при создании своей семьи. Ведь не секрет, что часто тип взаимоотношений в семье дети стараются перенести в свою собственную семью.

     Детям разного возраста я задала один вопрос: - Что такое семья?

     Вот непосредственные  ответы учеников 4 класса: 

     • Семья - это, то, что объединяет людей. 

     • В каждой семье есть отец - глава семьи, мама- хозяйка по дому. Ну конечно в каждой семье должны быть дети.

     • Семья - это где кормят тебя в детстве, защищает тебя мама и папа.

     • Я считаю, что семья- это самое главное в моей жизни, ведь в семье мне могут помочь в любой просьбе и я им в чём смогу. Например, я делаю дома иную работу, но мне очень трудно её сделать, мама или папа мне помогут или я помогу посидеть с братом.

     • Семья - это, где любят друг друга.

     • Я считаю, что семья- это, где заботятся друг о друге, всегда находятся вместе. Состав семьи: кот, собаки, мама, папа, сын или дочь.

     Ответы учеников 9 класса:

     • Семья - это самые близкие люди, которые оберегают друг друга и в радости и в горе.  У каждого человека должна быть семья, без неё человек не может познать всю доброту и любовь. Семья должна быть крепкой и дружной.

     • Семья – это, когда по дому бегают маленькие дети, играют, смеются. Когда мама стоит у плиты и готовит обед, а папа в это время трудится на работе.

     • Прежде всего, семья - это моя пристань и я знаю, чтобы я не сделал,  она меня поймёт и примет.

    • Семья – это, такие люди, с которыми можно на край света.

    Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д .    

    Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»: « Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

    Если вы читаете эту статью, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie